Дневник Попигайский

В этом году сплоченная когорта мирнинского внедорожного клуба «Медведь» практически в полном составе влилась в ряды Русского географического общества. Внедорожный клуб «Медведь» работает уже десять лет, и за эти годы стал известен не только в Республике, но и за ее пределами. Наш лозунг – «Мы там, где приключения!». «Медведь» уже провел ряд интереснейших экспедиций по труднодоступным районам Якутии. Седьмую по счету экспедицию, возможно, одну из самых сложных, мы назвали «Звездная рана или где живут алмазы». Автопробег приурочен к 55-ти летию открытия алмазоносных россыпей Маята и Эбиляха и всего Анабарского алмазоносного района. Маршрут: Мирный – Удачный – Оленёк – Жилинда – Эбелях, общей продолжительностью 2 890 км.
Место, куда мы отправляемся, является одним из самых загадочных, знаковых мест на Земле. Попигайский кратер — второй по величине на Земле метеоритный кратер, расположенный на реке Попигай на севере Анабарского плато. Из интернета можно узнать, что «Попигайская звездная рана» представляет уникальный по степени сохранности и обнажённости импактный кратер, диаметром около 100 километров, глубиной дна 200 метров. Он образовался 35,7 млн. лет. назад, когда астероид диаметром около 5-8 км, двигавшийся с северо-востока, врезался в кристаллические породы фундамента Земли, образовав гигантскую воронку. В результате удара в атмосферу было выброшено огромное количество пыли и газа, что на многие годы уменьшило приток солнечного тепла к поверхности Земли, привело к резкому похолоданию на всей планете, и, как следствие, вымиранию части флоры и фауны того времени. Многокольцевые структуры, аналогичные Попигайскому кратеру, имеются и на других планетах Солнечной системы. Котловина кратера была открыта в 1946 году Д. В. Кожевиным и в разное время рассматривалась как эрозионная впадина, или как вулканический кратер. Лишь в 1970 году ленинградский геолог В. Л. Масайтис и его коллеги доказали, что Попигайская котловина — ни что иное, как один из крупнейших на Земле метеоритных кратеров. Гипотеза о метеоритном происхождении была основана на изучении обнажений породы (Пёстрые скалы), где на поверхности видны отложения, подвергшиеся ударному плавлению и дроблению. Тогда же появилось предположение, что здесь возможны залежи алмазов, связанные с преобразованием графита при больших температурах и давлении в очень твердую породу. В начале 1971 года, при исследовании образцов породы из Попигайского кратера, была открыта новая коренная порода алмазов – импактиты. Попигайская астроблема в 1991 году отнесена ЮНЕСКО к памятникам природы планетарного значения первой величины.
Раньше единственным коренным источником алмазов считались только кимберлитовые породы. Но открытие и изучение Попигайского метеоритного кратера выявило новые коренные алмазосодержащие породы – лампроиты и импактитов. Импактиты образовались за счет переправления кристаллических пород при ударном столкновении с космическими телами. Пока Попигайское месторождение импактных алмазов считается единственным в мире, хотя всего на Земле известны и другие импактные кратероы.
Импактиты на территории Попигайской котловины во многих местах выходят на поверхность и уходят на глубину до 1,5 км. Их площадь превышает 1750 квадратных километров. Алмазы рассеяны по всей котловине и встречаются почти везде, как в породах, так и в россыпях. Общие запасы алмазов Попигайского месторождения, по подсчетам исследователей, превышают все известные запасы алмазов кимберлитовых провинций мира.

Словно капли от слёз оставляют следы

На щеках красавицы тундры

Гусеничные борозды – две полосы

В белоснежной не тронутой пудре.

 

 

Это просто невообразимо!

Он один из самых больших на планете, он инициировал ледниковый период. Он достояние ЮНЕСКО! И он находится в России, в Заполярье, у нас в Якутии! Это Попигайский метеоритный кратер!

 

Только подумать, это было 35,7 миллионов лет назад! Есть гипотеза, что вследствие его разрушительных последствий вымерли динозавры! Размер космического тела, врезавшегося в землю, 8 километров, воронка, образовавшаяся после удара, в диаметре 100 километров. Он настолько огромен, что делит границу Якутии и Красноярского края! И в нём огромные залежи лонсдейлита!

 

«Так где живут алмазы?»

Мы — автоклуб «Медведь» — члены Русского Географического Общества местного Мирнинского отделения, и наша цель – изучение Якутии, ее уникальной, удивительной природы.

Это вторая экспедиция под эгидой РГО и седьмая в формате «Забытые уголки Якутии». Семь лет мы пишем и снимаем о нашем регионе, о мистическом Севере и его богатствах, о бескрайней тайге, полной тайн и загадок. Мы организуем автопробеги в честь людей, живущих в отдалённых поселениях, сыгравших важную роль в становлении алмазной промышленности в Якутии; посвящаем наши проекты знаменательным датам и судьбоносным открытиям, прославляя великих учёных, географов – первопроходцев.

«РГО-Мирный» — ориентировано на познавательную, экспедиционно-туристическую, научно-исследовательскую работу в сфере географии, истории и культуры. Сохраняя и развивая самобытность и уникальность регионов крайнего севера, слабо изученных природных аномалий в труднодоступных местах, прививая бережное отношение к флоре и фауне, её богатствам, популяризируя туризм, делаем имидж Якутии привлекательной для путешествий.

 

Итак, экспедиция!

В этом году мы посвящаем наш автопробег 55-летию россыпей Алмазов Анабара, алмазодобывающей компании «АЛРОСА».

Проект поддержан научно-исследовательским институтом «АЛРОСА», Русским Географическим Обществом, ТК «САХА 24» и МК «Алмазный Край», а также известным изданием «4Х4Club» и легендарной компанией по производству экипировки — «RedFox».

 

Наш маршрут: Мирный – Удачный – Оленёк – Жилинда – Эбелях (Анабар) — Маят — Харамас — Попигайский метеоритный кратер. Общая протяжённость маршрута около 3000 км.

От кратера к кратеру – вот рабочее название экспедиции. Ведь в прошлом году мы побывали на ещё одном загадочном метеоритном кратере, что в Бодайбо – Патомском, кратер Колпакова, или как называют его местные жители – «Гнездом огненного орла».

Стоит отметить, что данная экспедиция – это самый большой проект за 7 лет. Мы благодарим компанию «АЛРОСА» за проявленный интерес к нашей деятельность, и это не пустые слова, при поддержке компании, можно смело сказать: «Попигайский метеоритный кратер наш!»

21 марта, 5 утра, 4 машины, 11 человек отправляются в экспедицию, как сказал Настоятель Мирнинского Свято Троицкого Храма Отец Владимир: «К месту соприкосновения земного с небесным».

 

Наша команда:

Ниссан Сафари экипаж – Антон Жуков, Герасим Борисов;

Тойота Хайс (пассажирский) – Альберт Салихов, Сергей Ерёменко, Юра Зайцев, Александр Колесник;

Тойота Хайс (грузовой) – Валера Стемпень, Артём Ковалёв;

Тойота Ленд Крузер – Алексей Кныш, Алексей Дьячковский, Владимир Севрюков.

 

Выехав рано утром 21 марта из г. Мирного, нам надо было к вечеру прибыть в г.Удачный, а с Удачного по зимнику, добраться в Оленёк, чтобы утром следующего дня, не опоздать на знаменитый весенний праздник – «День Оленевода»!

Дорога от Мирного до г. Удачного была хорошей, но всё равно ехали не торопясь, так как шли колонной, сохраняя строй, основное правило колонны – держать интервал и идущую сзади машину в поле зрения боковых зеркалах, чтобы не потерять её из виду. Если кто отставал, связывались по рации и ждали.

12: 00, мы на Маркоке, что в 220 км от Удачного, по доброй «дальнобойной» традиции остановились,  чтобы выпить чая и перекусить.

В г.Удачный мы въехали в пять вечера, а в 21:00 после интервью с местными корреспондентами и незначительного ремонта по замене ремня генератора и шиномонтажа продолжили путь.

22:10 столб – «Полярный круг», сделав фото на память и покормив местную, по всей видимости кем-то брошенную тут собаку, похожую на чёрного пуделя – местную Хатико, двинулись дальше, впереди 280 км пути.

22 марта час ночи — пройдено ещё 130 км, настроение бодрое, держимся, главное утром быть в Оленьке. Развлекаем себя разговорами по рации, чтобы не спать.

Ехать по зимнику утомительно. Усталость, накапливаясь, побеждала нас. Фары, растворяя действительность вуалью света, усыпляли бдительность. Дорога монотонно укачивала. Но вот впереди замерцали огни. Это Оленёк! Значит приехали! Не доезжая 6 км до посёлка, остановились на ближайшем кармане. Около шести утра. Нужно было срочно отдохнуть.

Проснулись по будильнику в 9 утра, недосмотрев сны, график есть график, быстро приведя себя в порядок, умылись, почистили зубы, выпили кофе и продолжили путь. За одноимённой рекой нас ждал Оленёк, в котором мы планировали пробыть весь день, чтобы увидеть уникальный праздник и гонку на оленях.

Посёлок нас встретил пасмурной погодой, зато улыбчивым и доброжелательным Константином Соломоновым – нашим гидом и сопровождающим. В первую очередь, он вручил каждому национальные обереги, сделанные из оленьего рога, и пропуска на праздник – «Почётный гость», что не только давало нам право почётного гостя, но закрепляло за определённой урасой, где можно было попробовать блюда якутской кухни. Потом мы поехали в гостиницу — «Дьюкээбил», что в переводе — «Северное сияние», где нам удалось досмотреть оборванные сны. Оставив вещи в номере, взяв необходимое — фотоаппарат и видеокамеру, в сопровождении Константина поехали на праздник, заехав по пути к главе МР «Оленёкского эвенкийского национального района» Иванову Александру Степановичу. Александр Степанович наш давний друг. В 2014 году мы были с экспедицией в Оленьке, которая посвящалась великому исследователю-географу Чекановскому А.Л.. Тогда в память о нашем приезде мы в дар посёлку передали мраморную табличку, которая находится и по сей день на стенде у сельского музея.

Глава нас очень радушно встретил, и уделил нам достаточно много времени, несмотря на занятость, встреча прошла в очень тёплой обстановке. На прощанье мы сделали фото и обменялись памятными подарками.

С посёлка мы спустились на реку. Ведь весь праздник проходит там. Там же парковка, сцена, зрители и участники. Ещё нам предложили принять участие в параде – открытии «Дня Оленевода», что для нас было огромной честью! Мы прошли с флагами автоклуба «Медведь», «РГО» и «АЛРОСА», участники и зрители нас встречали аплодисментами, приветственно махали руками, а ведущая громко объявила нашу колону! На сцене присутствовали почётные гости и даже Глава Республики Саха (Якутия).

 

«День оленевода» ознаменовалось красочным шоу — под звуки барабанов местные жители в национальных одеждах танцевали ритуальные танцы. Было очень много людей, все, от мала до велика нарядно одеты, дети катались на празднично украшенных оленях верхом, царила необыкновенная атмосфера этнического действа.

Когда мы нагуляли аппетит, нас пригласили отведать национальные яства. Ураса, в которой нас кормили, внутри и снаружи устроена просто – снаружи это что-то вроде вигвама или юрты, внутри печь, на которой готовят, и от которой очень тепло, в центре столы с лавками, сбоку вешалка для верхней одежды. Столы изобиловали разными блюдами из рыбы и мяса, бульон, индигирка, строганина и икра, в общем, все, что только  можно  представить. До отвала наевшись, от души поблагодарив хозяев за богатый стол и гостеприимство,  мы пошли смотреть гонку на оленьих упряжках – главное событие Дня оленевода.

К четырём часам праздник подошел к завершению, гонки на упряжках закончились. Все ожидали подсчёта голосов судей, выявлялись победители забегов.

А мы отправились к парковке на встречу с коллегами- автомобилистами, женским экипажем из Якутска — «Автоледи», они на двух машинах ввосьмером, так же, как и мы, были в экспедиции. Невероятно приятно увидеться снова всем вместе, да и ещё в путешествии. Всегда радостно увидеть старых друзей!

В тот же день, 22 марта, в 19:05 мы снова были в пути. Дорога шла по реке Анабар, лёд гладкий, благодаря чему скорость стала выше. Река, окружённая скалами причудливых форм, постоянно петляла. До нашей цели —  Эбеляха, предстояло пройти около 500 км.

Раннее утро, 23 марта, мы практически все спим, за рулём трудно, зачастили с остановками, водители то и дело выходили обтереть снегом лицо, по-другому сон не прогнать, и снова за руль, отдых исключён, оставалось не много, нас ждали у КПП на въезде в Эбелях.

И вот долгожданная встреча – нас ожидал лично директор прииска «Маят» – Козаренко Максим Николаевич, попасть без пропуска туда не возможно! Проезжая заброшенный нежилой п.Эбелях, с грустью вспоминаешь прежние годы, ведь когда-то там кипела жизнь.

Прибыли мы на прииск утром 23 марта примерно в 6 утра. Благодарим директора прииска за тёплый приём, предоставленный бокс для автомобилей, и комнат для отдыха для всех членов экспедиции.

Но не теряя времени, мы сразу поехали в Хармас это 56 км.

Там состоялась торжественная встреча с первым заместителем Главы Анабарского района Зедгенидзевым Валерием Владимировичем, которому мы передали в память о нашей экспедиции, с.Саскылаху, мраморную табличку.

Впереди главное!

______________________________________________________________

 

ПОПИГАЙСКИЙ КРАТЕР!

Добраться до кратера на обычных, как у нас, внедорожниках, невозможно. Это сложно проходимая тундра. До начала экспедиции, мы обращались за помощью и знали, что нам помогут вездеходами.

Две танкетки и снегоход, 11 человек. Вещи загружены, провизия взята, параплан, коптер, камеры, батарейки, навигатор, географические карты. Ну и конечно наш проводник – младший научный сотрудник НИГП «АЛРОСА» — Саша Колесник. Он к нам в Мирный приехал совсем не давно, из Санкт-Петербурга.

Удивительная история, как-то он сдавал экзамены, и ему попался билет про Попигайский кратер, он конечно и не предполагал, что когда-то ему представится возможность побывать на нём. Это судьба!

На танкетках нам предстояло пройти примерно 50 км в одну сторону. Тайга бескрайняя, дорог до кратера нет. Если честно, ехали в никуда, доверяя знаниям и правильно определённым GPS-координатам, которые также вычислил по картам Александр. Но мы были уверены в нём, в НИГП «АЛРОСА», работают профессионалы высочайшего уровня!

Но всё по порядку.

Загрузив все необходимые вещи и разместившись в 2-х вездеходах (один — Газ 34039 (военный), а другой модный и люксовый Газ 3409 «Бобр»), мы отправились на поиски кратера.

Я сел в кабину «военной» танкетки, чтобы вести видео съёмку. Какие мои ощущения? Внутри показалось очень тесно, залезать и вылезать в узкий проём откидной боковой двери неудобно, приборов много, всё железное, видимость ограниченная. Руля, конечно, нет, вместо него два рычага, между пассажиром и водителем перегородка что-то вроде стола, – прикольно. Места для ног оказалось достаточно, их можно даже вытянуть.

Начали движение, ход плавный, но шум! Меня оглушил лязг гусениц. Ничего не слышно, даже переговариваться сложно. Юра, водитель моего вездехода, предложил одеть специальные наушники, стало немного тише, но все равно не очень комфортно. Поехали. Впереди неизвестность.

Когда всё утряслось, я освоился, внутри кабины стало даже уютно, к шуму привык, а печка салона, обдувая жаром, погружала в сон.

Свернув с дороги и немного проехав, сразу осознал полезность двух вездеходов, впереди идущий «Бобр», забуксовал в глубоком снегу на подъёме, и сел на днище, его пришлось сдёргивать тросом нашей танкеткой. Дальше шли параллельно заданным курсом, который определял единственный научный сотрудник нашей экспедиции. Я дублировал курс своим навигатором, азимут совпадал, и это успокаивало.

Что видно за окном? Бескрайние просторы могучей тундры. Горизонт, соединяющий синее небо и такую же синюю гладь тундры. Это величие и спокойствие, вечность и безмятежность, таинственность и неприступность. Природа, не тронутая цивилизацией. Только такие эпитеты приходят в голову, когда видишь всё это невозмутимое великолепие.

Мы всё ехали и ехали. Час, другой, третий, четвёртый. Мы знали, что кратер это не какой-нибудь резкий обрыв в пропасть, и он не будет особо выделяться на местности. Однако мы знали, как его определить по  географическим особенностям местности.

По пути пейзажи менялись не сильно. То вокруг лысая безжизненная тундра, то какие-то деревья причудливых странных форм, одиноко стоящие то тут, то там, то снова ничего. Через четыре часа по рации Саша объявил, что мы уже близи к цели и кратер где-то рядом. Это всех взбодрило!

Мы сразу начали вглядываться в окна, чтоб увидеть хоть что-то, похожее на аномальную зону. Но за бортом всё та же безжизненная пустошь. Ещё час пути. И тут наши ребята, которые всю дорогу ехали на снегоходе впереди, начали махать нам руками указывая куда-то в даль, было понятно, что цель впереди. И она рядом.

Всё, мы на месте! Навигатор показал точку прибытия. Но работы предстояло ещё много. Нужно было взять пробы грунтов, сделать фото и виде съёмку. Попытаться взлететь на параплане и запустить дрон. Для съёмок было пасмурно. Погода для полётов не подходила, дул порывистый ветер, температура под — 30 градусов.

Юра, наш пара планерист, по-своему «лётчискому» опыту сказал, что погода скоро наладиться, и дабы не терять драгоценного времени, мы начали собирать летательное средство, а Александр с Валерой на снегоходе поехали смотреть, что находится на границе нашего кратера и заодно отобрать образцы породы.

Граница – это географическая точка, начало края кратера, встретившая нас долиной реки Догой, и своеобразным крутым склоном к ней. На берегу реки находился старый, заброшенный вахтовый посёлок геологов, или то, что от него осталось: разваленные ветхие балки, обогатительные технические устройства, старые ржавые лебёдки, использующиеся для подъёма проб из шурфов, большое количество металлических бочек от ГСМ. Сам кратер необычно густо зарос лиственницей, что не вписывается в привычный пейзаж обычной тундры.

 

Ветер стихал, появилось солнце. По нашим подсчётам, это очень не надолго, надо взлетать. Юра – опытный парапланерист, и как всегда, взмыл сразу и мастерски. Мы прикрепили к нему несколько камер и определили зону полёта, над которой необходимо произвести съёмку, зафиксировав точку нашего прибытия. Это была явно выраженная гряда запоминающего рельефа, которую хорошо было видно с воздуха. Летать долго было трудно, тело мгновенно оледеневало, да и камеры переставали снимать. Это потом Юра признался, что полёт возможен только до минус 15 градусов, а в тот раз были все -25.

Дрон – квадрокоптер, также не горел желанием долго летать, пропадала связь с ним, замерзали аккумуляторы. Но пару взлётов, рискуя улететь и не вернуться, он все же совершил, наградив нас уникальными кадрами.

Буквально на глазах погода снова поменялась, затянуло небо, вокруг стало серо, поднялся ветер. Значит, надо назад, домой.

Мы сделали коллективное фото на память. Я окинул взглядом, то место где когда-то произошла катастрофа планетарного масштаба, 35,7 миллионов лет назад «небесное соприкоснулось с земным», оставив нам, незаживающую рану, на теле планеты.

Мы прощались. Оставляя в память о себе, словно две полоски от слёз на щеках красавицы тундры – отпечатки гусеничного следа.

ПОПИГАЙСКИЙ КРАТЕР!

Добраться до кратера на обычных, как у нас, внедорожниках, невозможно. Это сложно проходимая тундра. До начала экспедиции, мы обращались за помощью и знали, что нам помогут вездеходами.

Две танкетки и снегоход, 11 человек. Вещи загружены, провизия взята, параплан, коптер, камеры, батарейки, навигатор, географические карты. Ну и конечно наш проводник – младший научный сотрудник НИГП «АЛРОСА» — Саша Колесник. Он к нам в Мирный приехал совсем не давно, из Санкт-Петербурга.

Удивительная история, как-то он сдавал экзамены, и ему попался билет про Попигайский кратер, он конечно и не предполагал, что когда-то ему представится возможность побывать на нём. Это судьба!

На танкетках нам предстояло пройти примерно 50 км в одну сторону. Тайга бескрайняя, дорог до кратера нет. Если честно, ехали в никуда, доверяя знаниям и правильно определённым GPS-координатам, которые также вычислил по картам Александр. Но мы были уверены в нём, в НИГП «АЛРОСА», работают профессионалы высочайшего уровня!

Но всё по порядку.

Загрузив все необходимые вещи и разместившись в 2-х вездеходах (один — Газ 34039 (военный), а другой модный и люксовый Газ 3409 «Бобр»), мы отправились на поиски кратера.

Я сел в кабину «военной» танкетки, чтобы вести видео съёмку. Какие мои ощущения? Внутри показалось очень тесно, залезать и вылезать в узкий проём откидной боковой двери неудобно, приборов много, всё железное, видимость ограниченная. Руля, конечно, нет, вместо него два рычага, между пассажиром и водителем перегородка что-то вроде стола, – прикольно. Места для ног оказалось достаточно, их можно даже вытянуть.

Начали движение, ход плавный, но шум! Меня оглушил лязг гусениц. Ничего не слышно, даже переговариваться сложно. Юра, водитель моего вездехода, предложил одеть специальные наушники, стало немного тише, но все равно не очень комфортно. Поехали. Впереди неизвестность.

Когда всё утряслось, я освоился, внутри кабины стало даже уютно, к шуму привык, а печка салона, обдувая жаром, погружала в сон.

Свернув с дороги и немного проехав, сразу осознал полезность двух вездеходов, впереди идущий «Бобр», забуксовал в глубоком снегу на подъёме, и сел на днище, его пришлось сдёргивать тросом нашей танкеткой. Дальше шли параллельно заданным курсом, который определял единственный научный сотрудник нашей экспедиции. Я дублировал курс своим навигатором, азимут совпадал, и это успокаивало.

Что видно за окном? Бескрайние просторы могучей тундры. Горизонт, соединяющий синее небо и такую же синюю гладь тундры. Это величие и спокойствие, вечность и безмятежность, таинственность и неприступность. Природа, не тронутая цивилизацией. Только такие эпитеты приходят в голову, когда видишь всё это невозмутимое великолепие.

Мы всё ехали и ехали. Час, другой, третий, четвёртый. Мы знали, что кратер это не какой-нибудь резкий обрыв в пропасть, и он не будет особо выделяться на местности. Однако мы знали, как его определить по географическим особенностям местности.

По пути пейзажи менялись не сильно. То вокруг лысая безжизненная тундра, то какие-то деревья причудливых странных форм, одиноко стоящие то тут, то там, то снова ничего. Через четыре часа по рации Саша объявил, что мы уже близи к цели и кратер где-то рядом. Это всех взбодрило!

Мы сразу начали вглядываться в окна, чтоб увидеть хоть что-то, похожее на аномальную зону. Но за бортом всё та же безжизненная пустошь. Ещё час пути. И тут наши ребята, которые всю дорогу ехали на снегоходе впереди, начали махать нам руками указывая куда-то в даль, было понятно, что цель впереди. И она рядом.

Всё, мы на месте! Навигатор показал точку прибытия. Но работы предстояло ещё много. Нужно было взять пробы грунтов, сделать фото и виде съёмку. Попытаться взлететь на параплане и запустить дрон. Для съёмок было пасмурно. Погода для полётов не подходила, дул порывистый ветер, температура под — 30 градусов.

Юра, наш пара планерист, по-своему «лётчискому» опыту сказал, что погода скоро наладиться, и дабы не терять драгоценного времени, мы начали собирать летательное средство, а Александр с Валерой на снегоходе поехали смотреть, что находится на границе нашего кратера и заодно отобрать образцы породы.

Граница – это географическая точка, начало края кратера, встретившая нас долиной реки Догой, и своеобразным крутым склоном к ней. На берегу реки находился старый, заброшенный вахтовый посёлок геологов, или то, что от него осталось: разваленные ветхие балки, обогатительные технические устройства, старые ржавые лебёдки, использующиеся для подъёма проб из шурфов, большое количество металлических бочек от ГСМ. Сам кратер необычно густо зарос лиственницей, что не вписывается в привычный пейзаж обычной тундры.

Ветер стихал, появилось солнце. По нашим подсчётам, это очень не надолго, надо взлетать. Юра – опытный парапланерист, и как всегда, взмыл сразу и мастерски. Мы прикрепили к нему несколько камер и определили зону полёта, над которой необходимо произвести съёмку, зафиксировав точку нашего прибытия. Это была явно выраженная гряда запоминающего рельефа, которую хорошо было видно с воздуха. Летать долго было трудно, тело мгновенно оледеневало, да и камеры переставали снимать. Это потом Юра признался, что полёт возможен только до минус 15 градусов, а в тот раз были все -25.

Дрон – квадрокоптер, также не горел желанием долго летать, пропадала связь с ним, замерзали аккумуляторы. Но пару взлётов, рискуя улететь и не вернуться, он все же совершил, наградив нас уникальными кадрами.

Буквально на глазах погода снова поменялась, затянуло небо, вокруг стало серо, поднялся ветер. Значит, надо назад, домой.

Мы сделали коллективное фото на память. Я окинул взглядом, то место где когда-то произошла катастрофа планетарного масштаба, 35,7 миллионов лет назад «небесное соприкоснулось с земным», оставив нам, незаживающую рану, на теле планеты.

Мы прощались. Оставляя в память о себе, словно две полоски от слёз на щеках красавицы тундры – отпечатки гусеничного следа.

DCIM100MEDIADJI_0055.JPG
DCIM100MEDIADJI_0050.JPG

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *